Стейкхолдер кто это и чем он занимается?

Стейкхолдер – новое слово, совсем недавно появившееся в активном бизнес-словаре. Однако, несмотря на новизну этого термина, без учета интересов стрейкхолдеров любой проект будет обречен на неудачу, давайте подробно разберем кто такой стейкхолдер .

Концепция стейкхолдеров (заинтересованных сторон) была разработана Эдвардом Фриманом в 1984 году. Стейкхолдеры (Stakeholders) - это заинтересованные стороны в разработке продукта или проекта. Они могут иметь ожидания и требования, они могут влиять на процесс и реализуемый продукте. Стейкхолдерами могут быть как физические лица, так и целые организации. Вот ключевые характеристики стейкхолдеров:

  • Заинтересованы в результате и/или особенностях процесса разработки и развития вашего проекта или продукта
  • Могут оказывать влияние на процессы, цели и результаты вашей работы

Обычно стейкхолдеров делят на внешних и внутренних:

  • Внешние. Это ваши поставщики, посредники, государственные структуры, которые могут каким-то образом повлиять на компанию в целом и конкретный продукт в частности. А также потребители – целевая аудитория вашего продукта или услуги. Причем до определенного момента вы можете не осознавать, насколько от них зависите.

  • Внутренние. Это, как вы сами понимаете, сотрудники компании – те, которые участвуют в проекте, а также инвесторы и учредители. От первых напрямую зависит качество и скорость работы, будь то продукт, услуга или выгодная сделка. Вторые могут повлиять на ключевые решения по проекту, если захотят.

Как определить стейкхолдеров

Важно понимать, что стейкхолдеры — это прежде всего носители определенных функций и ролей по отношению к деятельности. Конкретных физических лиц — например, Ивана Ивановича — не совсем корректно определять как стейкхолдера. Ведь Иван Иванович может уйти с должности, а ему на смену придет другой человек. Если вы определили первого как стейкхолдера, то в нашей модели теперь стейкхолдера нет, хотя на смену пришел другой человек. Поэтому надо всегда определять как стейкхолдера конкретную функцию, которая реализуется данным человеком.

Анализ стейкхолдеров

На первом шаге мы должны выявить всех стейкхолдеров. Нужно создать список всех людей и организации, которые могут повлиять на ваш проект. Результат этого шага – список стейкхолдеров. Хорошо на этом шаге подключить команду проекта и спонсора – вы можете просто не знать обо всех причастных сторонах, особенно в начале проекта.

На втором шаге классифицируем стейкхолдеров по их влиянию на проект и заинтересованности в нем. При этом удобно использовать вот такое графическое представление, которое называется матрицей поддержки и влияния:

Основные принципы работы

Анализ участников проекта по методике Эдварда Фримана позволит вам увидеть четкую картинку для построения дальнейшего взаимодействия.

Стратегия вовлечения используется для построения партнерских отношений с главными стейкхолдерами. Это значит, что на графике Фримана ваш партнер оказался в квадранте с высоким уровнем влияния и высоким уровнем важности. Главные стейкхолдеры должны принимать непосредственное участие в создании и реализации проекта на всех этапах. Вы должны понимать, что это ваши ключевые партнеры и вам важно максимально вовлечь их в проект и заинтересовать в его успешной реализации.

Стратегию игнорирования применяют для стейкхолдеров с низким уровнем влияния и низким уровнем важности. В этом случае вам достаточно информировать компанию о том, что требуется непосредственно от нее. Четкая постановка задач без дополнительных деталей — идеальный формат взаимодействия.

Стратегия поддержки применяется к стейкхолдерам с высоким уровнем важности, но низким уровнем влияния. Вы должны понимать, что в ваших интересах информировать стейкхолдера с высоким уровнем влияния обо всех этапах развития проекта. Несмотря на то, что партнеры такого рода не особенно важны на стратегическом уровне воплощения проекта в жизнь, они способны оказать поддержку в случае возникновения проблем на уровне тактики.

Консультативную стратегию необходимо использовать со стейкхолдерами, которые оказывают сильное влияние на успех проекта, хоть и обладают низким уровнем важности. Постарайтесь согласовать с ними важные решения и получить консультативную помощь — она может быть вам очень полезна.

Нужно ли учитывать ожидания стейкхолдеров?

Да, нужно.

Если ваша компания и ваш продукт игнорирует стейкхолдеров — возникает риск того, что продукт или проект не будут успешными. Будет создано то, что не соответствует ожиданиям, не попадает в потребности, или не соответствует нужным требованиям.

Если игнорировать стейкхолдеров, проект просто может не удастся. Это можно заметить не сразу, но эффект будет копиться на разных этапах:

  • команда не будет знать, что разрабатывать в первую очередь,
  • команда не увидит проблемы в проекте,
  • лояльность к проекту понизится,
  • команда упустит возможности улучшить проект с новыми идеями.

Резюме

Стейкхолдеры — это важная роль, которую нельзя игнорировать при разработке продукта и при реализации проекта. Это те субъекты, которые могут влиять на процесс работы и на её результаты.